Типы субсидий +

0c30075baa19bd87a780230995832ba8 (1)Другой тип целевых субсидий и платежей целесообразно связать с конкретными качественными и количественными характеристиками реализуемых услуг.

Выше отмечалось, что для многих хозрасчетных ячеек социально-культурной сферы экономически выгодным стало прежде всего оказание непрофильных или сопутствующих услуг, а выполнение основных функций подчас отступает на второй план.

Регулировать структуру услуг, как и другие характеристики работы хозрасчетных предприятий, можно и нужно с помощью экономических, в первую очередь финансовых, а не административных методов. Социально предпочтительные услуги должны субсидироваться либо прямо, либо косвенно, путем освобождения дохода от налогов, льготного кредитования и др., а доходы от остальных облагаться налогами на общих основаниях.

В сложившейся ныне ситуации в ряде подотраслей социально-культурной сферы программы непосредственного субсидирования основных видов услуг могли бы, по-видимому, охватывать все предприятия или подавляющее большинство.

Наконец, специфический тип субсидии в ряде случаев необходим, если предприятие социально-культурной сферы, в целом осуществляющее свою деятельность на принципах хозрасчета, выполняет попутно некоторые функции, характерные для некоммерческих организаций. Отличие таких субсидий в том, что они будут увязываться не с ограниченностью спроса, как первый из выделенных здесь типов, и не с качеством и количеством определенных услуг (результатов труда), как субсидии второго типа, а с содержательной стороной отдельных направлений деятельности.

Появление подобных субсидий откроет возможность перевода на хозрасчет ряда звеньев социально-культурного комплекса, для которых оказание платных услуг населению является доминирующей, но при этом не единственной функцией. Это будет иметь значение, в частности, для некоторых театров.

Итак, субсидии предприятиям социально-культурного комплекса оправданы в тех и только тех случаях, когда они служат инструментами обеспечения четко очерченных социальных приоритетов. Вместе с субсидированием отдельных групп потребителей, а также налоговыми платежами они способны выступать в роли экономических рычагов управления социально-культурной сферой. Ставить вопрос об их ликвидации неправомерно. Но безусловным требованием должен стать решительный отказ от дотаций, пассивно балансирующих доходы и расходы предприятий, в пользу субсидий целевого характера, обусловленных конкретными программами.

В целевом субсидировании деятельности хозрасчетных предприятий социально-культурной сферы могут участвовать не только государственные органы, расходующие бюджетные средства, но также общественные организации, высокодоходные предприятия других секторов народного хозяйства и т.д. Важно, однако, чтобы отношения между спонсорами и получателями средств строились на добровольной основе и приобретали форму контрактов, причем выделение дополнительной субсидии, например со стороны общественной организации, не влекло за собой снижения бюджетных ассигнований государства.

Добавить комментарий